Что ожидают стейкхолдеры от бизнеса?

У меня давно была идея сделать обзор по теме устойчивого развития и корпоративной устойчивости для тех, кто только входит в тему и задумывается, как сделать свой бизнес по-настоящему "зеленым", ответственным и полезным. Сегодня на сессии "Создавая зеленое будущее" вместе с представителями промышленных компаний, общественных объединений и предпринимательского сообщества обсуждали происходящие в стране изменения в области экологии и устойчивого развития, а также готовность участников и инфраструктуры рынка к этим изменениям. Было много интересных мыслей и выводов, которые я скомпилировала вместе с тезисами моего выступления "От внешних вызовов - к трансформации в устойчивую повестку" и написала этот материал. Надеюсь, он будет полезным.

Итак, в России растет запрос на экологичность продукции со стороны потребителей (сказали Вера Бояркова и Екатерина Иванова, Леруа Мерлен), а молодое поколение занимает все более активную позицию в отношении ценности товаров и услуг, и целесообразности их приобретения.

Помимо потребителей, инвесторы, а также партнеры и другие участники цепочки формирования ценности, - поставщики, производители, дистрибьюторы выдвигают ожидания в адрес своих контрагентов в части следования принципам устойчивого развития, а именно экологической и социальной ответственности, эффективного управления и результативного бизнеса.

Также, сотрудники и кандидаты (особенно поколения миллениалов и зуммеров) все чаще предпочитают те компании, которые демонстрируют ответственное поведение не на словах, а на деле.

Что это значит для бизнеса?

Прежде всего необходимость осознать, что устойчивость бизнеса теперь определяется не только фактором экономической устойчивости и умением удовлетворять ожидания акционеров, но и слышать ожидания других ключевых стейкхолдеров. И эти стейкхолдеры сейчас хотят видеть бизнес ответственным.

Во-вторых, что нужно искать решения, которые помогут трансформировать запросы стейкхолдеров в уникальные преимущества для бизнеса и компании.

Как выглядит, по мнению моих коллег-панелистов, контекст ведения бизнеса сейчас?

В мировом масштабе многие страны уже добились значительного прогресса в разработке и внедрении "зеленой" и, в общем, устойчивой повестки благодаря совместным усилиям и взаимодействию между бизнесом, государством и гражданским обществом. В России же по этой теме пока нет консенсуса между основными институциями (Анастасия Попова, проект «+1»). Более того, отсутствие стратегии устойчивого развития на уровне государства, несистемные инициативы российских регуляторов, и даже отсутствие одинакового понимания ключевых терминов и понятий (например, в сфере обращения отходов производства, - Наталья Беляева, комитет по экологии Деловой России) среди участников рынка, - все это на фоне усиливающегося давления экологической повестки запада вызывает множество вопросов и тревог у бизнеса и экспертных сообществ.



Как же бизнесу работать с внешними вызовами и находить решения для удовлетворения своих стейкхолдеров?

Я рекомендую прежде всего изучать практики тех компаний, которые уже успешно внедряют устойчивую повестку: работают над эффективным использованием ресурсов, внедряют "зеленые" инновации, несут социальную ответственность, заботятся о благополучии сотрудников, совершенствуют управление, уделяют пристальное внимание закупкам и работе с поставщиками, раскрывают нефинансовую отчетность. Например, можно обратить внимание на компании рейтинга Global 100 устойчивых компаний Corporate Knights, чьи практики открыты и результаты их влияния на результаты бизнеса можно проанализировать.

Также, внимательно изучать опыт коллег. Например, участники сессии - Ирина Бахтина, РУСАЛ, Виталий Богаченко, ЛафаржХолсим, Владимир Гурьянов, группа компаний Арнест, - рассказали о том, как создавать новые экологичные материалы, технологии и продукты.

Что еще важно?

Экспериментировать и выкристаллизовывать свои практики. Преуспеть в этом можно, создавая среду, в которой будет слышен голос всех заинтересованных сторон, где будет поддерживаться инициатива, взаимодействие, обмен опытом и будет право на ошибку.

Почему, внедряя практики устойчивого развития, мы говорим о трансформации?

Потому что новое понимание корпоративной устойчивости затрагивает все аспекты деятельности компании - от стратегии и ценностей до процессов и культуры компании, и требует программных изменений как на организационном, так и на индивидуальном уровне.

Я выделяю 7 важных элементов такой трансформации.

1. Начать с видения и определить, какой будет компания через 10-20 лет? Какой ее хотят видеть ключевые стейкхолдеры? Какую ценность она будет нести миру? Какие из глобальных проблем человечества находятся в зоне влияния бизнеса, и за их решение логично будет взяться?

2. Работать над долгосрочной стратегией, смотреть на вызовы с точки зрения возможностей для бизнеса, бренда, компании.

3. Провести ревизию тех программ, которые уже запущены, будь-то «зеленый офис», корпоративное волонтерство, инклюзивная среда, и другие. Достаточно ли они эффективны? Продолжать поиск тех практик устойчивости, которые прямо или косвенно влияют на благополучие бизнеса и образ будущего компании.

4. Прокачивать ответственных лидеров - от того, как менеджмент понимает аспекты устойчивости, как их интерпретирует и использует в принятии решений зависит срок, качество и, в конечном итоге, успех трансформации.

5. Создавать партнерства и развивать сетевые отношения.

6. Закрепить ответственность за проект трансформации за правильными людьми: определить ключевого амбассадора устойчивой повестки среди членов Совета директоров, назначить руководителя проекта, который верит и разделяет ценности устойчивого мира.

7. Держать фокус на людях и культуре – это самый сложный уровень изменений, но добившись успеха здесь, все остальные аспекты изменений можно сделать вместе с большой командой единомышленников.


Ирина Горбачева, #AlumForum2021, 21 сентября, Москва, Инновационный центр «Сколково»













95 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все